1 "Фаджр аль-ислам", автор, Ахмад Амин,
суннитский писатель в Египте:
"Сподвижники Посланника Аллаха разногласили относительно
его преемника, и было это перед захоронением Посланника, когда
знатные сподвижники совещались относительно его преемника, а
Али - мир ему! - был занят омовением Посланника и его
захоронением, и никого не было у погребальных носилок Посланника,
кроме Али и людей его дома. Те люди не сочли для себя обязательным
оказать какой-нибудь знак уважения тому, кто спас их от мрака
невежества и заблуждения и указал им путь к явной истине. Они
не стали ожидать его захоронения и вступили между собой в спор
за его наследие."
2 Сират Ибн Хишам, IV/337; Тарих ал-Йа'куби, 11/92;
ал-Камил, 11/261.
3 ат-Табакат ли-Ибн Са'д; Тарих ат-Табари;
ас-Сира ал-Халабииа; ал-Мараджа'ат лил-имам Шюрюф аддин,
справка 90, с. 2 84, изд. Дар ас-Садик.
4 ат-Тирмизи в "ас-Сахих" /т. II, с. 297/,
ал-Хаким в "ал-Мустадрак" /т. II, с. 109./, ал-Фахр ар-Рази
в "Мафатих ал-гайб" /T. XII, с. 50/, ал-Вахиди в
"Асбаб ан-нузул" /с. 150/, ас-Суйути в "ад-Дурр ал-мансур"
/т. II, с. 298/, ал-Йа'куби в "ат-Тарих" /т. П, с. 93/, Ибн
Касир в "ал-Бидайа ва-н-ниха-йа" /с. 5/, ал-Хатиб ал-Багдади
в "Тарих Багдад" /T. YII, с. 377/, ас-Са'лаби в "ат-Тафсир"
/с. 120/, Ибн Хаджар в "ac-Сава'ик" /глава I, часть Y/. См:
ал-Гадир, T. L, с. 14-7 2. Этот хадис передают от 110 лиц из
числа сподвижников Посланника Аллаха, в том числе, от Абу Бакра,
Умара, Талхи, аз-Зубайра, Са'ада бин Убада, Усамы бин Зайда,
Анаса бин Малика, Абдаллаха бин Мас'уда, Убаййа бин Ка'ба,
Джабира бин Абдаллаха ал-Ансари, Зайда бин Аркама и других.
Данный хадис считается одним из распространённых и признаваемых
хадисов.
Шииты дают ответ, глава 3, шиитские учёные, а также
около 360 суннитских богословов приводят этот хадис и
признают его достоверным (см. "Саваик ибн Хаджар",
Египет, 2-ое изд., раздел 9, часть 2, стр.122) около
110 сахабов Пророка (ДБАР) передают этот хадис и около
26 великих учёных богословов-хадисоведов, говоря о
передатчиках этого хадиса не сомневаются в их благочестии
и правдивости. Абу Джафар Табари, известный историк, в двух
томах собрал передатчиков этого хадиса и желающие ближе
познакомиться с этой темой, могут обратиться к книге "Гадир").
5 Тафсир ат-Табари, IY/165; ал-Кашшаф ли-з-Замахшари,
см: толкование к стиху; Асбаб ан-нузул ли-л-Вахиди, с. 148;
Мафатих ал-Гайб ли-р-Рази, III/431; ад-Дурр ал-мансур, 11/293;
Тафсир ал-Манар, V/442.
6 Табакат Ибн Са'д, 11/242; Муснад Ахмад бин Ханбал,
1/346; Сахих Муслим, V/76; Тарих ат-Табари, III/193.
7 Сахих ал-Бухари, 1/22; Сахих Муслим, 5/76;
ат-Табари, III/193; Тарих Ибн Касир, V/228; Тарих аз-Захаби.
1/311; Тарих ал-Хамис, 1/182; ал-Бад' ват-тарих, V/95;
Тайсир ал-вусул, IV/194.
8 Шарх Ибн ал-Хадид, III/97.
9 Сахих ал-Бухари, IY/5; Сахих Муслим, III/1259,
Китаб ал-васийа; Муснад ал-имам Ахмад бин Ханбал, хадис 2992.
10 Аль-бидая ван-нихая, т. 5, стр. 227;
Ибн Абиль-хадид, т. 1, стр. 133; Аль-камел фит-тарих, т. 2,
стр. 217;Табари, Тарих ар-расол вал-молук, т. 2, стр. 436.
11 Тарих ат-Табари, II/320-321; Тафсир ат-Табари,
11/216: ал-Камал ли-Ибн ал-Асир, 11/22; Муснад ал-имам Ахмад
бин Ханбал, I/III Тарих Аби-л-фида, 1/119; Кифайат Aт-талиб
лил-Канджи аш-Шафии, с. 89; ал-Хасаис лин-Насаи, с. 86;
Сират ал-Халаби, 1/204; Шарх Ибн Абил-Хадид, III/255;
Джамал-джавами лис-Суйути, VI/408;
Шарх аш-Шифа лил-Хафаджи, III/37.
12 Муснад имам Ахмад бин Ханбал, Т. ГУ, с. 281;
ас-Саваик ал-мухрика ли-Ибн Хаджар, с. 26; Тафсир ат-Табари, т. Ш,
с. 428; Сирр ал-'алимин ли-л-Газали, с. 9; Тафсир ал-фахр ар-Рази,
т. 111, с. 636; фараид ас-симтейн ли-л-Хаммуни аш-Шафии, часть 13;
ал-Бидайа ван-нихайа ли-Ибн Кюсир аш-Шафии, 5: 209; ал-Фусул
ал-мухимма ли-Ибн ас-Саббаг ал-Малики, с. 25.
13 Сахих ал-Бухари, III/58; Сахих Муслим, 11/323;
Сунан ибн Маджа, 1/28; Мустадрак ал-Хаким, III/190;
Муснад ал-имам Ахмад бин Ханбал, 1/331; ac-Саваик ал-мухрика,
с. 30; Канз ал-уммал, YI/152; Табакат Ибн Са'ад III/34.
14 Мустадрак ал-Хаким, III/63; ал-Хасаис лин-Насаи,
с. 63; Фараид ас-Симтейн, 1/328; Талхис ал-Мустадрак лиз-Захаби,
III/132; Муснад ал-имам Ахмад бин Ханбал, 1/331; ал-Манакиб
лил-Харазми, с.72; Тарих Ибн Асакир, 1/203; Ансаб ал-ашраф
лил-Балазури, 11/106; Тарих Ибн Касир, VII/328; ал-Исаба
лил-Аскалани, 11/509.
15 Канз ал-уммал со ссылкой на Муснад имама Ахмада, Y/395.
16 "О четырех халифах и сподвижниках со слов пресветлого
пророка", глава 6, 723/201, стр. 308,
со ссылкой на Рияза от Абу-Зара.
17 "О четырех халифах и сподвижниках со слов пресветлого
пророка", глава 6, 700/178, стр. 300, со ссылкой на Суюти
от Ибн Масуда, "Джамиуль Кабир".
18 "О четырех халифах и сподвижниках со слов пресветлого
пророка", глава 6, 670/148, стр. 290, со ссылкой на Суюти от
Джабира, "Джамиус Сахир".
19 "О четырех халифах и сподвижниках со слов пресветлого пророка",
глава 6, 611/89, стр. 270, со ссылкой на Суюти от Джабира,
"Джамиуль Кабир". Данный хадис в этой книге приводится четыре
раза на стр. 268 и 269.
20 "О четырех халифах и сподвижниках со слов пресветлого пророка",
глава 6, 682/160, стр. 294 со ссылкой на Дейлеми от Кунуза,
"Муснад ил Фирдовс".